Игры для детей раннего возраста в адаптационный перид
[ Скачать с сервера (22.6 Kb) ]06.04.2014, 18:23

Игры для детей раннего возраста в адаптационный период

Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения и т.д.

Формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.

 «Иди ко мне».
Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший!». Когда ребенок подходит, воспитатель его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший Коля пришел!». Игра повторяется.

 «Пришел Петрушка».
Воспитатель приносит Петрушку, рассматривает его с детьми. Петрушка гремит погремушкой, потом раздает погремушки детям. Они вместе с Петрушкой встряхивают погремушками, радуются.

«Выдувание мыльных пузырей».
Воспитатель на прогулке выдувает мыльные пузыри. Пробует получить пузыри, покачивая трубочкой, а, не дуя в нее. Считает, сколько пузырей может удержаться на трубочке за один раз. Пытается поймать на лету все пузыри, пока они не коснулись земли. Наступает на мыльный пузырь и удивленно спрашивает у детей, куда он пропал. Затем учит каждого ребенка выдувать мыльные пузыри.

«Хоровод».
Воспитатель держит ребенка за руки и ходит по кругу, приговаривая:

Вокруг розовых кустов,
Среди травок и цветов,  
Кружим, кружим хоровод.
До того мы закружились, 
Что на землю повалились.
Бух
!
При произнесении последней фразы оба «падают» на землю.

Вокруг розовых кустов,
Среди травок и цветов, 
Водим, водим хоровод.
Как заканчиваем круг,
Дружно прыгаем мы вдруг.
Гей!

Взрослый и ребенок вместе подпрыгивают.

«Покружимся».
Воспитатель берет мишку, крепко прижимает его к себе и кружится с ним. Дает другого мишку малышу и просит также покружиться, прижимая к себе игрушку.
Затем взрослый читает стишок и действует в соответствии с его содержанием. Ребенок вслед за ним выполняет те же движения.

Я кружусь, кружусь, кружусь,
А потом остановлюсь.
Быстро - быстро покружусь,
Тихо - тихо покружусь,
Я кружусь, кружусь, кружусь.
И на землю повалюсь! 

«Прячем мишку».
Воспитатель прячет знакомую ребенку большую игрушку (например, медведя) так, чтобы она немного была видна. Воспитатель спрашивает у ребенка: «Где мишка?», затем они вместе ищут мишку. Когда они найдут игрушку, взрослый прячет ее так, чтобы искать было сложнее. После игры с мишкой прячется сам воспитатель, громко произнося; «Ку-ку». Когда ребенок найдет воспитателя, они повторяют игру еще раз. Затем они меняются местами. Теперь воспитатель ищет ребенка.

«Солнышко и дождик».
Дети присаживаются на корточки позади стульев, расположенных на некотором расстоянии от края площадки или стены игровой комнаты, и смотрят в «окошко» (в отверстие спинки стула). Воспитатель говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять». Дети бегают по всей площадке. По сигналу воспитателя: «Дождик! Скорее домой!» бегут на свое место и присаживаются за стульями. Игра повторяется.

 «Хоровод с куклой».
Воспитатель приносит новую куклу. Она «здоровается» с детьми, «гладит» каждого по голове. Взрослый просит детей по очереди подержать куклу за руку. Кукла «предлагает» потанцевать. Воспитатель ставит детей в кружок, берет куклу за одну руку, другую дает ребенку и вместе с детьми двигается по кругу вправо и влево, напевая простую детскую песню.
Эта игра проводится с двумя или тремя детьми.

 «Догонялки».
Кукла знакомая по игре «Хоровод с куклой», «говорит», что хочет поиграть в догонялки. Воспитатель побуждает детей убегать от куклы. Кукла их «догоняет, радуется», что нашла их «обнимает» и «говорит: «Вот мои ребятки».

 «Солнечные зайчики».
Воспитатель зеркалом пускает солнечных зайчиков и говорит при этом:

Солнечные зайчики.
Играют на стене.
Помани их пальчиком,
Пусть бегут к тебе!

По сигналу воспитателя: «Лови зайчика!». Дети пытаются его поймать.

 «Игра с собачкой»
Воспитатель держит в руках собачку и говорит:

Гав-гав! Кто там?
Это песик в гости к нам.
Я собачку ставлю на пол.
Дай, собачка, Пете лапу!

Затем подходит с собачкой к ребенку, имя которого названо, предлагает взять собачку за лапу, покормить. Приносит миску с воображаемой едой. Ребенок кормит собаку. Собака «ест», «лает», и говорит ребенку «спасибо».

 «Собирание «сокровищ».
 На прогулке воспитатель собирает вместе с детьми «сокровища» (камешки, стручки, веточки, листья) и складывают их в корзину. Выясняет какие «сокровища» вызывают у детей наибольший интерес. Затем называет какое-либо «сокровище» и просит достать его из корзины.

«Делаем коллаж».
Материалы к игре: отрезок цветной бумаги, поздравительные открытки, веревочки, кусочки пенопласта, пряжа и т.п.
Воспитатель расстилает на столе большой лист плотной бумаги или картона. Кисточкой промазывает клеем с одной стороны кусочек пенопласта (открытку и т.п.) и передает ребенку, чтобы он наклеил его на бумагу. Ребенок выбирает сам предметы, которые ему хотелось бы наклеить. Завершенный коллаж можно повесить на видном месте, чтобы все могли им любоваться.

«Ловись, рыбка».
Материалы к игре: картонная коробка, металлические пробки от бутылок («рыбки»), магнит, палочка и веревка (для удочки).
В картонную коробку помещают несколько металлических пробок от бутылок, желательно разного цвета. К одному концу веревки привязывают палочку, а к другому брусок магнита. Воспитатель показывает детям, как выуживать «рыбок» из коробки, притягивая металлические пробки магнитом. Если пробки разного цвета, то малышам можно предложить вытянуть, например, красную рыбку.
После того, как будут извлечены все пробки, взрослый считает их: «Вот сколько рыб мы поймали». Игра начинается снова.

«Кто в кулачке?»
Воспитатель раскрывает кисти рук и шевелит пальцами. Затем плотно сжимает кулаки таким образом, чтобы большие пальцы оказались внутри. Показывает детям несколько раз, как это сделать, и просит их повторить. Возможно, придется помочь детям убрать большой палец в кулак. После этого воспитатель читает стишок и выполняет вместе с детьми выполняет движения.

Кто залез ко мне в кулачок?
Это, может быть, сверчок? (Сжать пальцы в кулак.)
Ну-ка, ну-ка, вылезай!
Это пальчик? Ай-ай-ай! (Выставить вперед большой палец.)

«Игра с кистями рук».
Дети повторяют те движения, которые им показывает воспитатель. Опускает пальцы вниз и шевелит ими «дождь идет». Складывает пальцы каждой руки колечком и прикладывает к глазам, изображая бинокль. Рисует пальцем «кисточкой» кружки на щеках, проводит сверху вниз линию по носу и делает пятнышко на подбородке. Стучит кулаком о кулак, хлопает в ладоши.
Чередуя такие действия, воспитатель создает определенную последовательность звуков, например: стук-хлоп, стук-стук-хлоп, стук-хлоп-хлоп и т.п.

«Дует дует ветерок».
Воспитатель дует на маленький воздушный шарик через коктейльную трубочку, заставляя его перемещаться по комнате. Дует на все пальцы, затем на каждый отдельно. Сдувает листочек с ладони ребенка. Дует на цветок, травку.  Затем взрослый дует на вертушку, чтобы она завертелась. Дети повторяют действия взрослого.

«Забава с увеличительным стеклом».
На прогулке воспитатель дает ребенку травинку. Показывает, как смотреть на нее через лупу. Предлагает ребенку посмотреть сквозь увеличительное стекло на пальцы и ноги это обычно зачаровывает малыша. Прогуливаясь по участку, можно исследовать цветок или кору дерева, рассмотреть кусочек земли: нет ли там насекомых и т.д.

«Прогулки по очертаниям разных фигур».
С помощью ленты на полу изображают круги, квадраты, треугольники и т.д. воспитатель показывает ребенку, как идти по ленте (начинают с круга). Взрослый берет малыша за руку, идет вместе с ним и поет на любой мотив: «мы идем по кругу, тра-ля-ля. Мы идем по кругу тра-ля-ля, тра-ля-ля». Так проходят все фигуры. Затем воспитатель пробует вместе с ребенком пройти по ним, пятясь назад, боком, на цыпочках, перепрыгивая через фигуру и т.д.

«Соберем игрушки».
Воспитатель приглашает ребенка помочь собрать разбросанные игрушки, в которые он играл. Садится рядом с малышом, дает в руки игрушку и вместе с ним кладет ее в коробку. Затем дает другую игрушку и просит ребенка самостоятельно положить ее в коробку. Пока игрушки складываются, воспитатель может напевать что-нибудь вроде: «Мы игрушки собираем, мы игрушки собираем! Тра-ля-ля, тра-ля-ля, их на место убираем».

 «Передай колокольчик».
Дети сидят на стульях полукругом. В центре стоит воспитатель с колокольчиком в руках. Он звонит в колокольчик и говорит: «Тот, кого я позову, будет звонить в колокольчик. Таня, иди возьми колокольчик». Девочка становится на место взрослого, звонит в колокольчик и приглашает другого ребенка, называя его по имени (или показывая рукой).

 «Зайка».
Дети, взявшись за руки, вместе с воспитателем ходят по кругу. Один ребенок «зайчик» в маске сидит в кругу на стульчике («спит»). 

Зайка, зайка, что с тобой?
Ты сидишь совсем больной.
Ты не хочешь поиграть?
Снами вместе поплясать?
Зайка, зайка, попляши
И дружка себе найди.

После этих слов дети останавливаются и хлопают в ладоши. «Зайка» встает и выбирает ребенка, называя его по имени, а сам встает в круг. Игра повторяется.

 «Позови».
Дети сидят на стульчиках. Воспитатель рассматривает вместе с ними новый яркий мяч. Вызывает одного ребенка и предлагает поиграть. Они перекидывают мяч друг другу. Затем воспитатель говорит: «Я играла с Колей, с кем ты хочешь поиграть? Позови». Мальчик зовет: «Вова, иди играть». После игры Коля садится на место, а Вова зовет следующего ребенка.

«Бегом к дереву».
Воспитатель на прогулке привязывает цветные ленты к дереву, песочнице, скамейке. Затем он говорит ребенку: «Я хочу найти красную ленточку». Берет ребенка за руку и бежит вместе с ним к дереву с красной ленточкой. Затем бежит с ребенком в другое, отмеченное лентой место, всякий раз, объясняя, какой цвет они нашли. После этого взрослый предлагает малышу самостоятельно  искать цвета и бежать к дереву, скамье, песочнице. Хвалит ребенка, когда он достигает правильного места назначения.

«Еле-еле, еле-еле».
Дети вместе с воспитателем бегут по кругу, держась за руки. Воспитатель говорит или поет:

Еле-еле, еле-еле.
Завертелись карусели, 
А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом!
Тише, тише, не бегите, 
Карусель остановите.
Раз и два, раз и два,
Вот и кончилась игра!

В соответствии со словами песенки дети бегут по кругу все быстрее и быстрее, затем медленнее и останавливаются.

 «Мы топаем ногами».
Дети встают в круг на таком расстоянии друг от друга, чтобы при движении не задевать соседей. Воспитатель вместе с детьми произносит текст медленно, с расстановкой, давая им, возможность сделать то, о чем говорится в стихотворении.

Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем, 
Мы руки опускаем,

мы руки подаем. (Дети берутся за руки, образуя круг).
Мы бегаем кругом.

Через некоторое время воспитатель говорит: «Стой». Все останавливаются. Игра повторяется.

 «Мяч».
Ребенок изображает мяч, прыгает на месте, а воспитатель, положив на его голову ладонь, приговаривает:                                      

Друг веселый, мячик мой. 
Всюду рядом он со мной!  
Раз, два, три, четыре, пять.
Хорошо мне с ним играть!
 

После этого мяч «убегает», а взрослый ловит его.

 «Огуречик-огуречик».
На одном конце площадки воспитатель с маской мышки. На другом дети, они огуречики. Дети приближаются к «мышке» прыжками на двух ногах. Воспитатель говорит:

Огуречик, огуречик.
Не ходи на тот конечик.
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет.

При последних словах дети убегают, а воспитатель их ловит.

«БОЖЬИ КОРОВКИ»
Дети располагаются произвольно. Взрослый читает стихотворение и сопровождает его показом движений, дети повторяют движения, по возможности, и слова.

Мы вокруг себя покружились.       (Дети вместе с взрослым кружатся)
И в божьих коровок превратились.
Божьи коровки,
Покажите мне ваши головки,
Носики, ротики,
Ручки-крылышки,    .
Ножки, животики.
      (Дети вместе с взрослым показывают названные части тела)
Божьи коровки,
Полетим на небо.  
(Дети вместе с взрослым машут руками согнутыми в локтях)
Принесем всем хлеба.  (Дети вместе с взрослым хлопают в ладоши)
Черного и белого,    
Только не горелого.
     (Дети вместе с взрослым грозят пальцем)

«ЛАДОШКИ»
Взрослый стоит лицом к детям и поет на мотив «Во поле береза стояла», сопровождая пение движениями, описанными в словах песни. Дети подражают движениям взрослого.
Тихо мы в ладошки ударим, 
Тихо мы в ладошки ударим.   
(Дети вместе с взрослым тихо хлопают в ладоши) 
Громко мы в ладошки ударим, 
Громко мы в ладошки ударим.
      (Дети вместе с взрослым громко хлопают в  ладоши)
Вот как все мы ударим, 
Люли-люли, ударим.
Рученьки мы вверх поднимаем.
 (Дети вместе с взрослым поднимают руки вверх)
Ручки на колени опускаем. (Дети вместе с взрослым опускают руки на колени)
Вот как все мы опускаем, 
Люли-люли, опускаем.
Рученьки за спину мы спрячем.
(Дети вместе с взрослым прячут руки за спину)
Рученьки друг другу покажем. (Дети вместе с взрослым протягивают руки вперед)
Вот как мы друг другу покажем, 
Люли-люли, покажем.
Ножки мы друг другу покажем.
(Дети вместе с взрослым выставляют поочередно ноги на пятку)
Вот как наши ножки попляшут. (Дети вместе с взрослым притопывают ногами)
Вот как у всех нас попляшут, 
Люли-люли, попляшут.
Дружно все ребятки плясали,
Ноженьки у всех у нас устали.
(Дети вместе с взрослым садятся на  коврик.)
Сядем, детки все на дорожку, 
Отдохнем все вместе немножко.
(Дети вместе с взрослым имитируют сон)
Люли-люли, немножко, 
Люли-люли, немножко.

«ПЕС БАРБОС»
Взрослый с игрушкой собакой шагает по комнате, рассказывает стихотворение и демонстрирует движения. Дети идут за ним, повторяя движения.

Я веселый пес Барбос. 
У меня холодный нос. 
Дружно вместе зашагали.
 (Дети шагают за взрослым) 
Стоп. На месте детки встали. (Дети останавливаются)
Нос друг другу показали.  (Дети касаются пальчиком кончика носа)
Я веселый пес Барбос. 
У меня холодный нос. 
Дружно вместе зашагали.
 (Дети шагают за взрослым)
Стоп. На месте детки встали.  (Дети останавливаются)
Рот друг другу показали.  (Дети показывают пальчиком рот)
Я веселый пес Барбос. 
У меня холодный нос. 
Дружно вместе зашагали.
(Дети шагают за взрослым)
Стоп. На месте детки встали. (Дети останавливаются)
Ушки все нам показали.  (Дети показывают ушки)
Я веселый пес Барбос.
У меня холодный нос. 
Надоело нам шагать.
   (Дети шагают за взрослым)
Будем весело бежать 
И друг друга догонять.
   (Дети бегут за взрослым)
Я веселый пес Барбос.
У меня холодный нос. 
Бегать все уже устали — 
Снова вместе зашагали.
   (Дети шагают за взрослым)
Стоп. На месте детки встали.  (Дети останавливаются.  Игра заканчивается.)

Снижение эмоционального перенапряжения ребенка

Часто причиной детской агрессии, капризов, негативизма является эмоциональное перенапряжение. Если взрослый сможет создать условия для выхода детских эмоций, это поможет снизить частоту и силу агрессивных всплесков. Предлагается для этой цели использовать следующие игры.

«НЕПОСЛУШНЫЕ ДЕТИШКИ»
Дети располагаются произвольно. Взрослый читает стихотворение, дети отвечают и выполняют называемые действия.

Мама-кошка говорит:

Непослушные ребята
Меня слушать не хотят.

Ножками потопайте.            
Дети: Нет, нет, нет! 

Ручками похлопайте.           
Дети: Нет, нет, нет! 
Головкой покивайте.               
Дети: Нет, нет, нет!

Со мною поиграйте.                  
Дети: Нет, нет, нет!

Ах, какие озорные,
непослушные какие! (Грозит пальцем)

Ножками не топайте       
Дети: Будем, будем, будем!  (Топают ногами.) 

Ручками не хлопайте.     
Дети: Будем, будем, будем! (Хлопают в ладоши.) 

Головкой не кивайте.    
Дети: Будем, будем, будем! (Кивают головой.) 

Со мною не играйте.  

Дети: Будем, будем, будем! (Прыгают на месте.) 
Ах, какие озорные, 
Непослушные какие!  (Держится за голову и качает ею)

 «ВЕСЕЛУШКИ-ТОПОТУШКИ»
Дети располагаются произвольно. Взрослый читает стихотворение, сопровождая его показом движений.
Шли мы все по полю, по полю, по полю. 
Искали куклу Олю, Олю, Олю.    
             (Дети шагают) 
 Нашли!      Взрослый берет куклу.  
 Давайте с ней попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем. (Дети прыгают)
 И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.(Дети ложатся на спину, болтают ногами.)
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем. (Дети хлопают в ладоши)
И ножками потопаем, потопаем, потопаем.  (Дети топают ногами)
Ура!    (Дети прыгают и хлопают в ладоши)

«Минута шалости»
Взрослый по сигналу  (хлопок, удар в бубен и т.п.) предлагает детям шалить — прыгать, бегать, кувыркаться и т.п. повторный сигнал взрослого через 1-2 минуты объявляет конец шалостям.

"Успокаивающий мяч"
Взрослый  и ребенок сидят на полу напротив друг друга. Взрослый прокатывает мяч по ногам и рукам ребенка. Ребенок тоже проделывает по отношению к взрослому. Действия сопровождаются речевкой.
Тише, мяч, не торопись.
Ты по ручкам прокатись, 
Ты по ножкам прокатись
И обратно возвратись.

Нейтрализация негативных переживаний ребенка

Недостаток тактильных ощущений, родительского внимания, вынужденная разлука с родителями одна из причин агрессивных проявлений, капризов, упрямства в поведении ребенка. Помогут нейтрализовать негативные переживания ребенка следующие игры.

«ЦВЕТЫ»
Взрослый читает стихотворение, сопровождая его игровыми действиями.

Брошу в землю семена.(Взрослый легко касается головы ребенка, ребенок приседает).
Поливать мне их пора.(Взрослый поглаживает ребенка по голове и он соединяет ладошки над головой)
Из зеленых из росточков...  (Поглаживает ладошки ребенка) 
Появляются цветочки. (Ребенок  встает)
Наши алые цветки
Раскрывают лепестки.
     (Ребенок разводит ладошки)
 Ветерок чуть дышит.  (Ребенок  дует) 
Лепестки колышет. (Ребенок  покачивает руками над головой)

Категория: Копилка психолога | Добавил: RAISA | Теги: адаптация к детскому саду, работа с детьми, игры и упражнения, 2-3 года
Просмотров: 14563 | Загрузок: 2856 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0